Выпуск ЭЦП

Выпустить электронную подпись в ФНС

Чтобы зарегистрировать Эвотор и работать с ЭДО, в частности — подавать некоторые виды налоговой отчётности, нужно оформить ЭЦП — электронную цифровую подпись. Рассказываем, как это сделать.

В этой статье:

Купить токен для записи ЭЦП

Токен — это электронный носитель ключа ЭЦП. Для записи КЭП в ФНС подходят токены формата USB тип-A. Прежде чем купить токен, узнайте, подходит ли он для ваших целей.

Токен можно купить в удостоверяющем центре, специализированном интернет-магазине или у представителя производителя носителей. Главное — чтобы носитель был сертифицирован ФСТЭК России или ФСБ России. Покупая токен, запросите у продавца сертификат, так как его может потребовать налоговая. Вот как выглядит сертификат.

eds_01.png

Для записи КЭП в ФНС подходят токены формата USB тип-A. Прежде чем купить токен, узнайте, подходит ли он для ваших целей.

Раньше можно было оформить ЭЦП на обычной флешке. Сейчас так делать уже нельзя. Новые подписи оформляются только на сертифицированных токенах. Но если у вас есть действующая подпись на флешке, не спешите её менять — с ней можно работать до истечения срока действия.

 

 Регистрация Эвотора в ФНСРабота с ЕГАИС на ЭвотореРабота с ЭДО на ЭвотореРабота с ЭДО в ЛКОтчётность
Рутокен ЭЦП 2.0
Рутокен Lite
Рутокен S
JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE)
JaCarta LT
JaCarta-2 ГОСТ
JaCarta-2 PKI/ГОСТ
JaCarta PKI
ESMART Token
ESMART Token ГОСТ

Подать заявление в ФНС

Чтобы получить ЭЦП, нужно подать заявления в ФНС. Это можно сделать в отделении по предварительной записи или в личном кабинете на сайте:

https://www.nalog.gov.ru/

Для подачи заявления на сайте ФНС зайдите в личный кабинет, нажмите Заявление на получение КЭП

eds_03.png

В большинстве случаев личный кабинет формирует заявление сам на основе имеющихся данных. Если данных не хватает, он предложит их заполнить.

eds_04.png

Просмотрите заявление — убедитесь, что оно заполнено правильно. Если всё хорошо, нажмите  Отправить.

eds_05.png

Заявление отправлено, осталось только прийти в ФНС для выпуска сертификата.

Получить ЭЦП в ФНС

Если оформляете заявление в отделении ФНС, возьмите с собой паспорт, СНИЛС и токен со всеми сертификатами ФСТЭК или ФСБ. Сертификат ЭЦП будет записан на токен в день подачи заявления.

Не все отделения ФНС могут выпустить и записать ЭЦП. Перед тем как идти в отделение, проверьте его по списку, опубликованному на сайте ФНС.

Если оформляли заявление в личном кабинете на сайте ФНС, для записи сертификата ЭЦП нужно лично посетить отделение налоговой. С собой возьмите паспорт, СНИЛС и токен со всеми сертификатами ФСТЭК или ФСБ. Сертификат ЭЦП будет записан на токен в этот же день.

Перед тем как идти, в личном кабинете ФНС выберите отделение, а также дату и время его посещения.

ЭЦП для физических лиц

ЭЦП для физических лиц позволяет получать необходимые услуги онлайн:

  • Подать документы на поступление в ВУЗ.
  • Зарегистрировать ООО или ИП.
  • Подписать трудовой договор и работать дистанционно.
  • Оформить кредит.
  • Отправить заявление на водительское удостоверение или загранпаспорт.
  • Зарегистрировать брак или оформить развод.
  • Обратиться в суд.
  • Получить патент.
  • Перевести пенсию на банковский счет или карту.

Поскольку в ней указаны только данные для идентификации физического лица, ИНН и СНИЛС, то ее можно использовать только для личных целей этого человека.

Руководителю организации для работы с документами от имени организации необходима ЭЦП для юридических лиц или ИП. Для ее получения в удостоверяющем центре требуется предоставить документы, которые подтверждают наличие у человека полномочий представлять организацию.

ЭЦП для юридических лиц и ИП

ЭЦП для юридических лиц и ИП дополнительно содержит данные юридического лица, которые он представляет. Она подходит для:

  • Электронного документооборота;
  • Передачи отчетности в госорганы;
  • Взаимодействия с государственными информационными системами: Госуслуги, Росреестр, Честный Знак, ЕГАИС и другими.

ЭЦП для сотрудников организации

Чтобы действовать от имени организации или ИП, работник использует электронную подпись, в сертификате которой он указан в качестве второго владельца. Такая ЭЦП позволяет вести электронный документооборот с контрагентами и сдавать отчётность в государственные органы.    

Согласно поправке в Федеральный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ, выпущенные до 31 августа 2023 года коммерческими удостоверяющими центрами ЭП сотрудников с реквизитами юридического лица (организации-работодателя) будут действительны и применимы до 31 августа 2024 года.

С 1 сентября 2023 года ЭЦП сотрудников с реквизитами юридического лица перестанут выпускаться, а для работы в сервисах потребуется использовать машиночитаемую доверенность МЧД. Поэтому, если ваша компания еще не готова к работе с МЧД, рекомендуем до 31 августа 2023 года включительно приобрести электронную подпись на сотрудника. Это позволит вам еще один год бесперебойно работать во всех сервисах, где она применяется.   
Федеральный закон от 19.12.2022 № 536-ФЗ.

С 1 августа 2024 года в обязательном порядке нужно выпускать и использовать только МЧД

До введения обязательного применения МЧД уже можно по желанию перейти на работу по новым правилам:

  • Выпустить сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП) физлица на доверенное лицо; 
  • Создать для доверенного лица МЧД на портале ФНС или в сервисах, в которых уже реализована такая возможность; 
  • Начать использовать КЭП физлица сотрудника для подписания электронных документов, а при их отправке прикладывать машиночитаемую доверенность.